Педагог-психолог

Педагог-психолог:

Время работы:

Понедельник

9.00 – 17.30

Вторник

9.00 – 17.30

Среда 

9.00 – 17.30

Четверг

9.00 – 17.30

Пятница

8.00 – 16.30 

Обеденный перерыв: 13.00 – 13.30

Выходные дни: суббота, воскресенье

Телефон - 36-30-15, 36-04-52

 

«Десять распространённых

ошибок воспитания»

  Рассмотрим десять характерных ошибок, которые допускаются родителями в воспитательном процессе.

  1. «Делай так, как я говорю, иначе я тебя не буду любить!»

  Довольно часто родители используют этот приём, когда ребёнок отказывается выполнять их просьбу. Родители мотивирует это тем, что переубеждать ребёнка затруднительно, он всё-равно будет стоять на своём, а другие методы, по их мнению, тоже неэффективны.

  Мнение психологов: Угроза больше не любить ребёнка – довольно серьёзный метод воспитания. Рекомендуется заменить такую фразу на что-нибудь подобное: «Я тебя люблю, однако твои действия мне не нравятся».

  2. «Делай,как тебе хочется,мне всёравно»

  Родители устают постоянно «воевать» с ребёнком, и начинают применяют такой метод, как «неучастие», «безразличие» к его действиям. Довольно часто можно слышать мнение о том, что малыш должен сам решать свои проблемы, тем самым готовясь к взрослой жизни.

  Мнение психологов: Не стоит показывать детям свое безразличие – это вызовет совсем противоположную реакцию у ребёнка (не ту, которую ожидают родители). В таких случаях дети, как правило, начинают совершать нехорошие, иногда даже хулиганские поступки, таким своеобразным методом проверяя безразличие родителей к его действиям. Рекомендуется попробовать наладить с малышом дружеские или партнёрские отношения: «Я не совсем понимаю, что ты хочешь сделать – давай я помогу».

  3. «Я старше, умнее, я – мама. Поэтому будет так, как я сказала!»

   Большинство родителей думают, что строгость в отношении с детьми никогда не помешает, ведь родители старше, опытнее. Кроме того, если позволять ему всё, он сядет на голову.

  Мнение психологов: Для детей важным моментом является мотивация его действий: зачем он это делает. Ребёнок должен знать, что полезного принесут его действия. Беспрекословное выполнение всех требований взрослых способно привести к тому, что малыш будет делать всё по требованию родителей, когда они рядом, и абсолютно противоположное, когда они отсутствуют. Строгость необходима, однако в меру! Зачастую метод убеждения имеет гораздо более положительный эффект, хотя он и более трудоёмкий. Если у вас нет возможности рассказать ребёнку, для чего стоит выполнять те или иные действия, пообещайте, что объясните необходимость их выполнения попозже.

  4. «Лучше я это сделаю сама, ведь ребёнку это не по силам…»

  Мы думаем, что ребёнка полезно побаловать, ведь у него впереди ещё вся жизнь, на которой «ой,как много трудностей. Пусть он пока поспит, погуляет, отдохнёт…»

  Мнение психологов: Увы, баловство ребёнка, перекладывание большинства забот, с которыми он в силах сам справиться, на свои плечи – неверный путь. Избалованному ребенку намного труднее вступать во взрослую жизнь. Помощь ребёнку по малейшему поводу не приносит ничего хорошего, она способствует развитию эгоизма и чувства беспомощности.

  5. «Лучшие друзья – лишь мы с тобой!»

  Дети – самое главное в нашей жизни, и очень часто родители начинают навязчиво лезть с расспросами к малышу.

  Мнение психологов: Действительно, дети – самое прекрасное,что у нас есть. Однако это дети! У них должны быть детские шалости, капризы, свои детские секреты. Ребёнок должен общаться не только с вами, но и с другими детьми.

  6. «Держи монетку!»,«Вот игрушка!»,«Чего хочешь?»

  Некоторые родители из-за ограниченности финансовых средств часто отказывают себе в тех или иных вещах, но отказать ребёнку они не в силах и тянутся из последних сил, думая, что любовь ребёнка от этого будет сильнее.

  Мнение психологов: Жизненная правда гласит, что любовь не купишь за деньги. В первую очередь необходимо уделять детям внимание, играть с ними, ласкать – это намного важнее, чем деньги. Если вы не можете позволить купить ребёнку ту или иную игрушку, объясните ему это, купите другую, более дешевую. Ребёнок с детства должен понимать,что есть некие ограничения…

  7. «Моё дитя будет заниматься всем – и музыкой, и плаванием, и английским…»

  Иногда родители стараются, чтобы их ребёнок реализовал то, что им самим не удалось в меру тех или иных обстоятельств. Они стараются записать его во все кружки, расположенные в ближайшей (и не только) округе, нанять кучу нянек и репетиторов, несмотря на отказ ребёнка от этого.

  Мнение психологов: Несмотря на то,что дети и родители – самые родные друг для друга люди, у них могут быть разные вкусы, интересы, способности и навыки. Навязывать ребёнку то, что ему неинтересно, не стоит. Пусть лучше у ребёнка будет пару лишних часов для общения со сверстниками, игру в «классики»во дворе или футбол.

  8. «Главное – благополучие и забота, а всякие там поцелуйчики и ласки – это потом…»

  Некоторые родители, считают, что самым важным для ребёнка является забота о нём (чтобы не был голоден, имел все игрушки…), а вот тратить время на то, чтобы сказать, как мы его любим, поцеловать, считают нецелесообразным или признаком слабости.

  Мнение психологов: Ласка – один из самых важных факторов, необходимых детям. Они чувствуют себя любимыми и более уверенными.

  9. «Не лезь – видишь, у меня плохое настроение!»

  Взрослые часто срываются на детях при неприятностях в семье или на работе, и думают, что это останется незамеченным детьми.

  Мнение психологов: Конечно же, ребёнок должен знать, что в жизни бывают не только хорошие моменты, но и плохие. Однако он не виноват в тех проблемах, с которыми сталкиваются взрослые.Поэтому нужно постараться сдержаться и, например, поиграть с ребенком – вы сами успокоитесь и малыша не будете тревожить.

  10. «Давай завтра, сегодня у меня нет времени, я спешу...»

  У родителей очень много забот – работа, домашние дела и т.д., они обещают позаниматься или поиграть с малышом потом.

  Мнение психологов: Нужно обязательно находить время на то, чтобы с детьми заниматься, играть, рассказывать сказки. Если у родителей постоянно не хватает времени и сил на ребёнка, он будет стараться найти кого-то, способного удовлетворить его желания, ведь для него это важно.

 

 

 

 

«Развитие мелкой моторики у детей и ее влияние на психическое развитие ребенка дошкольного возраста»

 

«Ум ребенка – на кончиках пальцев»

(В. А. Сухомлинский)

Мелкая моторика — комплекс скоординированных действий, направленных на точное выполнение мелких движений пальцами и кистями рук. В этом принимают участие нервная, мышечная, костная и зрительная системы. К ней относятся разнообразные движения: от всем привычных жестов до самых мелких манипуляций.

С точки зрения анатомии, 1/3 двигательной проекции на коре головного мозга составляет именно проекция кисти, и располагается она рядом с речевой зоной. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д.

В каждом возрасте ребенок способен выполнять некоторые действия. Новые возможности появляются у него по мере созревания нервной системы. Каждое новое достижение появляется благодаря тому, что был успешно освоен предыдущий навык, поэтому за уровнем формирования моторики необходимо следить:

- в 2-3 года – моторика рук позволяет держать ножницы и даже разрезать ими бумагу. Манера рисования меняется вместе со способом удержания карандаша, и на листке появляются первые осознанные фигуры.

- в 3-4 года – малыш уже уверенно рисует, умеет разрезать лист вдоль начерченной линии. Он уже определился с доминантной рукой, однако в играх умело пользуется обеими. Скоро ребенок научится держать ручку или карандаш, совсем как взрослый, поэтому к 4 годам он уже будет готов учиться письменным навыкам.

- 4-5 лет. Мелкая моторика рук у детей этого возраста уже напоминает движения взрослых. Обратите внимание: во время рисования или разукрашивания ребенок двигает не всей рукой сразу, а только кистью. Движения более отточены, поэтому вырезать из бумаги предмет или разукрашивать, не выходя за контуры, уже не так сложно.

- 5-6 лет. В этом возрасте у дошкольника кисти должны быть отлично скоординированы, ребенок уже держит ручку тремя пальцами, рисует мелкие детали, как взрослый, умеет пользоваться ножницами. Все навыки малыша говорят о том, что он не будет испытывать трудностей в школе

Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Какие же упражнения помогут ребенку усовершенствовать свои навыки?

Существует великое множество различных упражнений, позволяющих развивать у ребенка мелкую моторику рук. Рассмотрим некоторые из них.

1. Пальчиковая гимнастика.

«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др. 

Для получения максимального эффекта пальчиковые упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев.

2. Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.

Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих. Можно предложить детям выкладывать силуэты различных предметов из мелких предметов: семян, пуговиц, веточек и т. д. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых!

3. Вырезание ножницами.

Особое внимание уделяется усвоению основных приемов вырезания – навыкам резания по прямой, умению вырезывать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые). Необходимо помнить, что все занятия с использованием ножниц также должны проходить под строгим контролем взрослых!

4. Аппликации.

Из вырезанных фигурок дети могут составлять композиции – аппликации. Для начала удобней вырезать геометрические формы и фигурки и закреплять их на листе. Если ребенок еще мал, и вы опасаетесь дать ему ножницы, пусть рвет руками картинки из журнала, газеты, цветной бумаги – как получится; а вы будете наклеивать вырванные кусочки на чистый листок, придавая им какую-либо форму.

5. Работа с бумагой. Оригами. Плетение.

Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, фигурок зверей из бумаги.

6. Лепка из пластилина, глины и соленого теста.

Можно делать единичные детали или сразу несколько и объединять их в композиции. Вы можете лепить мелкие детали сами, а малыш может собирать готовую композицию.

7. Шнуровки.

Сейчас в продаже встречается множество разнообразных игр со шнурками. В целом, их можно разделить на несколько видов. Во-первых, шнуровки сюжетные: ребенку предлагается «незаконченная» картинка (изображение ежика, белочки, елки, вазы с букетом и т.д.), к которой нужно пришнуровать недостающие детали: грибы, фрукты и орехи, новогодние игрушки, цветы и т.п. Второй вид шнуровок: пуговицы, башмачки, цилиндры или любые другие цельные предметы, в которых проделаны отверстия для шнурков. К ним прилагаются веревочки и инструкции по созданию художественных переплетений на игрушке-основе. Наконец, третий вид шнуровок: изготовленные из ткани детали домиков, книжек и т.п., которые предлагается соединить с помощью шнурков, чтобы получилась цельная мягкая игрушка или сюжетная мягкая «картина».

8. Рисование, раскрашивание.

Раскрашивание – один из самых легких видов деятельности. Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет.

Кроме работы по развитию мелкой мускулатуры рук на занятиях задания по развитию мелкой моторики могут быть включены в такие домашние дела, как перемотка ниток; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке; собирание разрезных картинок; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завинчивание и развинчивание крышек, банок, пузырьков; разбор круп (горох, гречка, рис) и так далее.

Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь – учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу, но в конечном итоге, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.

 

 

Что делать, если мы все перепробовали?!

Как помочь «трудному» ребенку?

  Непослушных детей, а тем более детей, «отбив­шихся от рук», принято обвинять. В них ищут злой умысел, порочные гены и т.п. На самом же деле, в число «трудных» обычно попадают дети не «худ­шие», а особенно чувствительные и ранимые. Они «сходят с рельсов» под влиянием жизненных нагру­зок и трудностей, реагируя на них гораздо раньше и сильнее, чем дети более устойчивые. Отсюда сле­дует вывод, что «трудный» ребенок нуждается толь­ко в помощи – и ни в коем случае не в критике и наказаниях.

  Причины стойкого непослушания ребенка сле­дует искать в глубине его психики. Это на поверхно­сти кажется, что он «просто не слушается», «просто не желает понять», а на самом деле причина иная. И, как правило, она эмоциональная, а не рациональная. Больше того, она не осознается ни взрослым, ни самим ребенком.

Можно выделить следующие основные причины серьезных нарушений поведения детей:

  1. Борьба за внимание. Если ребенок не имеет нужного количества внимания,  которое так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит способ его получить – непослушание.

  Взрослые так и сыплют замечаниями... Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание все же получено. Лучше такое внимание, чем никакого.

  2. Борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской власти и опеки. Знаменитое  требование   «я  сам»   двухлетнего малыша сохраняется в течение всего детства, осо­бенно обостряясь у подростков. Дети очень чувствительны  к  ущемлению  этого  стремления. Но  им становится особенно трудно, когда с ними общают­ся,  в основном,  в форме указаний,  замечаний и опасений. Взрослые считают, что так они привива­ют детям правильные привычки,  приучают их к порядку, предупреждают ошибки, вообще – воспи­тывают.

  Это необходимо, но весь вопрос в том, КАК это делать. Если замечания и советы слишком часты, приказы и критика  слишком резки,  а опасения слишком преувеличены, то ребенок начинает восставать.

  Родители сталкиваются с упрямством, свое­волием, действиями наперекор. Смысл такого пове­дения для ребенка – отстоять право самому решать свои дела, и вообще, показать, что он личность. И не важно, что его решение подчас не очень удачно, даже ошибочно. Зато оно свое, а это – главное!

  3. Желание отомстить. Дети часто бывают обижены на взрослых.Причины могут быть очень разные: родители более внимательны к младшему ребенку в семье, развод родителей, ребенка отлучили от семьи (положили в больницу, послали к бабушке), родители постоянно ссорятся и т.д. Много и единичных поводов для обиды: невы­полненное обещание, резкое замечание, несправед­ливое наказание...

  И снова в глубине души ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности – все те же проте­сты, непослушание, неуспеваемость.

  Смысл «плохого» поведения в этом случае мож­но выразить так: «Вы сделали мне плохо – пусть и вам будет тоже плохо!..»

  4. Потеря веры в собственный успех. Подобное проис­ходит из-за низкой самооценки ребенка. Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, он вообще теряет уверенность в себе. Он приходит к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получится». Это – в душе, а внешним поведением он показывает: «Мне все равно», «И пусть плохой», «И буду плохой!»

  Согласитесь, что стремления «трудных» детей положительны и закономерны и выражают естественную потребность в тепле и внимании, по­требность в признании и уважении его личности, чувство справедливости, желание успеха. Беда «трудных» детей в том, что они, во-первых, остро страдают от нереализации этих потребностей и, во-вторых, от попыток  восполнить  эту  нехватку  способами, которые ничего не восполняют.

  Почему же они так «неразумны»?Да потому, что не знают, как это сделать иначе!

 И поэтому всякое серьезное нарушение поведения ребенка – это сигнал о помощи. Своим поведением он говорит нам: «Мне плохо! Помогите мне!»

  Задача понять причину, на первый взгляд, непро­стая. Ведь разные причины внешне проявляются одинаково. Например, детское непослушание может быть свя­зано и с желанием привлечь внимание, и с нежеланием подчиняться чужой воле, и с попытками «отплатить» родителям, и с потерей веры в свои силы.

  И все же выявить истинную причину плохого поведения довольно просто, хотя способ может по­казаться весьма странным – нужно обратить внима­ние на собственные чувства.

  Посмотрите, отметьте, какая эмоциональная реакция возникает у вас самих при повторном непослушании ребенка. При разных причинах эта реакция разная. Переживания взрослых – это своеобразное зеркало скрытой эмоциональной проблемы ребенка.

  Если ребенок борется за внимание, то и дело досаждая своими выходками, то у нас возникает раздражение.

  Если подоплека — противостояние воле воспитателя, то у последнего возникает гнев.

  Если  скрытая  причина – месть,   то  ответно чувство у нас – обида.

  Наконец, при глубинном переживании ребенком   своего   неблагополучия   мы   оказываемся  во власти чувства безнадежности, а порой и отчаяния.

Что же делать дальше?

  Первый и общий ответ на него такой – поста­раться не реагировать привычным образом, то есть так, как уже ждет от вас ребенок.

  Дело в том, что в подобных, случаях образуется порочный круг. Чем больше взрослый недоволен, тем больше ребенок убеждается, что его усилия достигли цели, и он возобновляет их с новой энергией.

  Значит, здесь главная задача – перестать реагировать прежними способами и тем самым разорвать закол­дованный круг.

  Конечно, сделать это нелегко. Эмоциям не при­кажешь,   они  включаются  почти  автоматически, особенно  когда  конфликты  застарелые. И все же изменить характер общения можно! Можно остановить если не эмоцию, то, по крайней мере, все, что за ней следует: замечания и наказующие действия. Помощь в каждом случае, конечно, будет разная.

  Если идет борьба за внимание, необходимо найти  способ  показать  ребенку ваше  положительное внимание к нему. Делать это лучше в относительно спокойные моменты, когда никто никому не досаждает и никто ни на кого не рассержен. Например, это  могут быть совместные занятия, игры, прогулки, заслуженная похвала и т.п.

  Если источник конфликтов – борьба за самоутверждение, то следует, наоборот, уменьшить контроль за делами ребенка. Мы уже говорили, как важно для детей накапливать опыт собственных решений и даже неудач.

  Если вы испытываете обиду, то нужно спросить себя: что заставило ребенка причинить ее вам? Какая боль у него самого? Чем вы обидели или постоянно обижаете его? Поняв причину, надо, конечно, постараться ее устранить.

  Самая трудная ситуация – у отчаявшегося взрослого и разуверившегося в своих силах ребенка. Стоит максимально снизить свои ожидания и претензии. Наверняка ребенок  что-то  может  и к чему-то даже очень способен. Но пока он у вас такой, какой есть. Найдите доступный для него уровень задач. Это ваш исходный плацдарм, с которого вы можете начать двигаться вперед. Делайте с ним что-нибудь вместе, сам выбраться из тупика он не может. При этом нельзя допускать в его адрес никакой критики!

  Помните, что бесполезно ждать, что ваши ста­рания наладить мир и дисциплину в семье приведут к успеху в первый же день. Путь предстоит долгий и трудный, он потребует от вас немалого терпения. В каком-то смысле придет­ся менять себя. Но это – единственный путь воспитания.

  И последнее, что очень важно знать. Вначале, при первых ваших попытках улучшить взаимоотношения, ребенок может усилить свое плохое поведение! Он может не сразу поверить в искренность ваших намерений, и будет проверять их. Так придется выдержать и это серьезное испытание.

Все родители знают, что закаливать ребенка полезно и необходимо. Далее...

Как известно, детская фантазия не знает границ. Далее...

 

Наша задача - защищать детей от обид, но ... Далее...