Руководитель физического воспитания

Руководители физического воспитания:

ТОЛКАЧЕВА Наталья Васильевна

НОВИЦКАЯ Ольга Юрьевна

Время работы:

Понедельник

8.00 – 17.30

Вторник

8.00 – 17.30

Среда 

8.00 – 17.30

Четверг

8.00 – 17.30

Пятница

8.00 – 17.30

Перерыв: 12.35 – 15.25

Выходные дни: суббота, воскресенье

Телефон: 36-04-52, 36-30-15

 

 

Роль подвижных игр в физическом воспитании детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего гармонического развития личности ребенка. Важную роль при этом играет своевременное и правильно организованное физическое воспитание, одной из основных задач которого является развитие и совершенствование движений.

Основной формой обучения детей движениям признаны занятия. В то же время весьма существенное место в системе физического воспитания дошкольников занимают и подвижные игры, которые широко применяются во всех возрастных группах.

В дошкольном детстве происходит формирование разных по структуре и характеру основных движений. Развитие и совершенствование некоторых из них обусловлено повседневностью их применения. Это такие движения, как ходьба, бег, подпрыгивание, перепрыгивание, ползание, которые не только широко применяются детьми в самостоятельной деятельности, в творческих играх, но являются неотъемлемым элементом содержания организованных подвижных игр, начиная с самого раннего возраста.

Для младших дошкольников подвижные игры являются жизненной потребностью. С их помощью мы решаем самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные. В процессе игр создаём благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни в коллективе.

По мнению учёных, игра – это не просто забава, а очень важный вид деятельности маленького человека. В игре он может всё: скакать на лошадке, прокатиться на поезде, взлететь в небо на самолёте и т.д.

Значительно оживляют подвижную игру различные атрибуты: маски, медальоны, элементы костюмов, руль, светофор, дорожные знаки и т. п.; вспомогательные материалы: ленточки, флажки, султанчики, платочки, «салютики» и т. п.; природный материал: шишки, каштаны, листья и т. п.; разнообразные игрушки (образные игрушки, технические игрушки, строительный материал и др.).

        В младшем дошкольном возрасте еще не выдвигается требование обязательного целенаправленного воспитания двигательных (физических) качеств. Однако меняющиеся игровые ситуации и правила игр, заставляют маленького ребенка двигаться с большей скоростью, чтобы догнать кого-то, или быстрее спрятаться в заранее намеченное место (домик, гнездышко), чтобы не быть пойманным, ловко преодолеть элементарные препятствия (подлезть под веревку, рейку, не задевая за них, пробежать между кеглями, не свалив ни одной, обязательно добежать до определенного места и т. д.).

Многократное повторение этих действий требует от детей внимания, волевых и физических усилий, координации движений.

Таким образом, уже в младшем дошкольном возрасте подвижные игры являются; средством не только для развития движений, но и для воспитания таких качеств, как ловкость, быстрота, выносливость.

Сюжетные подвижные игры благодаря многообразию их содержания помогают детям закреплять свои знания и представления о предметах и явлениях окружающего их мира: о повадках и особенностях движений различных животных и птиц, их криках; о звуках, издаваемых машинами; о средствах передвижения и прави­лах движения поезда, автомобиля, самолета например: «Перелёт птиц», «Кролики», «Самолёты», «Цветные автомоболи» и т. д.

Подвижные игры в основном — коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить свое место в колонне, в кругу, не мешая другим, по сигналу быстро убегать или менять место на игровой площадке или в зале и т. п («Найди свой домик», «Мы весёлые ребята», «Ловишки» и др.  )

Совместные действия маленьких детей создают условия для общих радостных переживаний, общей активной деятельности. В коллективных подвижных играх дети приучаются играть дружно, уступать и помогать друг другу.

Игра помогает ребенку преодолеть робость, застенчивость. Часто бывает трудно заставить малыша выполнять какое-либо движение на глазах у всех. В игре же, подражая действиям своих товарищей, он естественно и непринужденно выполняет самые различные движения.

Подчинение правилам игры воспитывает у детей организованность, внимание, умение управлять своими движениями, способствует проявлению волевых усилий. Дети должны, например, начинать движения все вместе по указанию воспитателя, убегать от водящего только после сигнала или последних слов текста, если игра сопровождается текстом.

В работе со старшими  дошкольниками значительное место занимают прогулки-походы, в процессе которых решаем целый комплекс воспитательно-образовательных задач. Невозможно представить себе путешествие детей в природу без игры. Однако необычность обстановки, условий требует и игр необычных, мы учитываем природное окружение, погодные условия, рельеф местности, настроение детей. Эти весёлые, ситуативные игры активизируют внимание, память, эмоции, в них тесно сочетается содержание эколого-природоведческой, сенсомоторной, оздоровительной направленности. Например: «Найди дерево», «Листопад», «Кто дальше бросит копьё», «Ветер и ветерки», «Найди такой дуб», «Моё любимое дерево» и т.п.

Подвижные игры создают дополнительную возможность общения воспитателя с детьми. Рассказывая, объясняя детям содержание игр, их правила, ребята запоминают новые слова, их значение, приучаются действовать в соответствии с указаниями.

Как известно, значительное число детей дошкольного возраста имеют те или иные отклонения в осанке, нарушения стопы. Эта проблема скорее педагогическая, чем медицинская, поскольку основные системы и функции детского организма ещё находятся в стадии формирования. Если учесть, что двигательная активность является биологической потребностью, а игра основной деятельностью дошкольника, то можно сказать, что игры с движениями являются надёжным средством профилактики и коррекции осанки и стопы детей. Игры с прыжками могут использоваться для коррекции роста. Например: «Поймай комара», «Кто как ходит», «Стоп», «Горячий мяч», «У кого больше шаров», «Пройди, не упади», «Скатай дорожку» и т.д.

Наличие в играх движений способствует максимальной разгрузке центров головного мозга. Удовольствие, доставленное игрой, не только даёт отдых уставшему организму, нервной системе, но и повышает жизнедеятельность, увеличивает работоспособность.

Наиболее эффективно проведение подвижных игр на свежем воздухе. При активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе усиливается работа сердца и легких, а следовательно, увеличивается поступление кислорода в кровь. Это оказывает благотворное влияние на общее состояние здоровья детей: улучшается аппетит, укрепляется нервная система, повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям. По возможности увеличиваем время прогулок детей, насыщаем их играми и различными физическими упражнениями.

При внимательном наблюдении за детьми бросается в глаза их различная подвижность. Коррекционная работа с гиперподвижными детьми  направлена на развитие у них точности движений, ловкости, формирование умения управлять своими движениями, для них предлагаю игры, которые предусматривают точное выполние движений, действий по сигналу. Например: «Передай мяч», «Быстрый мяч», «Точно в цель».

Цель игр для малоподвижных детей – развивать потребность в движении, обогащать их деятельность разнообразными движениями, воспитывать активность, уверенность, общительность, для них подбираю игры с необходимостью довести игровое действие до конца, выполнить правильно движение. Например: «Весёлый мяч», «Кто быстрее забьёт гвоздь в землю», «Два мяча» и т.д.

Чтобы игры были всегда интересны детям, надо соблюдать некоторые несложные правила:

Никогда не заставлять детей играть, а только приглашать;

2.              Заканчивать игру раньше, чем этого захотят дети;

3.         Использовать яркие заставки к игре (зазывалку, загадку, потешку, вопрос, игрушку, атрибутику в виде волшебной палочки, колокольчика, сундучка и пр.)

4.             Создавать условия для активности и успехов каждого ребёнка в игре.

5.             Быть объективным, не сводить оценку игры к поведению детей;

6.             Не сердиться, если игра не получилась, найти причину неудачи;

7.             Участвовать в игре на правах партнёра, проявлять высокий непосредственный интерес к ней;

8.            Создать настроение ожидания следующей встречи с игрой.

Насколько эффективны игры, можно судить по следующим показателям: дети с желанием играют, проявляют яркие эмоции, стараются выполнять правила и адекватно вести себя и, конечно, ищут любые возможности, чтобы перенести усвоенные игровые умения в самостоятельную деятельность.

Укрепление и оздоровление организма детей, формирование необходимых навыков движений создание условий для радостных эмоциональных переживаний детей, воспитание у них дружеских взаимоотношений и элементарной дисциплинированности, умения действовать в коллективе сверстников, развитие их речи и обогащение словаря — вот те основные воспитательные задачи, которые педагог может осуществлять при помощи разнообразных игровых заданий.

Руководитель физвоспитания: Толкачева Н.В.

 

 

Двигательная активность и здоровье ребенка

  Как часто мы, взрослые, раздражаемся, когда дети бессмысленно, как нам кажется, бегают по квартире, носятся по двору, и мы не можем их увести домой. Нам представляется это шаловливостью, нежеланием подчиниться нашим требованиям. 'Гак ли это ?

  Не следует путать шаловливость ребенка с удовлетворением его биологической потребности в движениях, а такая потребность имеется. Присмотритесь к поведению вашего ребенка. Если егодвижения ограничить на протяжении двух -трех часов, то в дальнейшем он постарается «компенсировать» это повышенной подвижностью.

  В течение дня ребенок совершает множество разнообразных движений. Сумма их называется двигательной активностью. Суточная величина двигательной активности должна полностью удовлетворять биологическую потребность организма в движениях. Задача родителей создать необходимые условия для оптимальной двигательной активности детей.

  Почему это так важно? Дело в том, что недостаток движений особенно отрицательно отражается на растущем организме ребенка, на состоянии его сердечнососудистой и дыхательной систем, на развитии и функциях многих органов. Малоподвижный образ жизни может даже вызвать болезнь, которую медики называют гипокинезией. При этом заболевании нарушается обмен веществ, деятельность опорно-двигательного аппарата и вегетативной нервной системы, резко снижается физическая работоспособность.

  Вашему ребенку 5 лет, через год он идет в школу. Занятия в школе и необходимость продолжительное время сидеть за партой могут привести к ограничению двигательной активности ребенка. Закономерно встает вопрос - как избежать гипокинезии, как организовать физическое воспитание в семье?

  Как можно больше времени ребенок ежедневно должен быть на воздухе, в движении. Ежедневные подвижные игры - обязательный элемент режима дня. Ребенок должен иметь возможность попрыгать и побегать. Такая самопроизвольная активность восполняет недостаток движения, «насыщает» двигательный голод. Не препятствуйте этому.

  В выходные дни и, особенно во время отпуска, когда ребенок остается с вами, необходимо найти время для того, чтобы побегать с ним на лыжах, если это зима; летом поиграть в мяч, покататься на велосипеде, пойти в лес и т.д. Эти часы совместных занятий полезны не только для здоровья ребенка, но и для вашего. Прогулка - это ваше время общения, и помните время, затраченное на нес «не пропадет даром» ни для здоровья, ни для настроения. Не упускайте эту возможность!

  Ученые установили, что ребенок 5 7 лет должен делать 13 - 17 тысяч шагов, находиться в движении 2,5 3,5 часа. 13 это количество входит не только ходьба, но и бет. и прыжки, и другие виды движений.

Привлекайте детей к посильной для них работе. Пусть сначала у них получается не очень хорошо, постепенно они научатся выполнять все ваши поручения правильно. Это полезно и для воспитания трудовых навыков, и в ТО же время является одной из форм двигательной активности.

  Подвижные игры, обучение катанию на коньках, лыжах не только совершенствуют двигательные умения ребенка, развивают у него ловкость, быстроту, силу и выносливость, но способствуют воспитанию таких важных черт характера, как настойчивость в достижении цели, чувство товарищества. В жизни эти качества будут очень полезны.

  Учеными установлена безусловная связь между двигательной активностью и развитием ребенка, способностью ею организма оказывать сопротивление болезням. Вот почему активные дети болеют реже.

  Родители помните! Физические упражнения, подвижные игры на воздухе -мощное средство укрепления здоровья Вашего ребенка!

Руководитель физвоспитания: Толкачева Н.В.

Все родители знают, что закаливать ребенка полезно и необходимо. Далее...

Как известно, детская фантазия не знает границ. Далее...

 

Наша задача - защищать детей от обид, но ... Далее...